/ Регистрация
СЕМИЗДАТ – место публикаций и обсуждений
ваших произведений с широкой публикой!

КАФКА НА ПЛЯЖЕ …или японский Холден Колфилд над пропастью во ржи

16.10.2015

2052119038c «– Я думаю, дело в том, что сколько ни говори об этом, сколько ни объясняй, все равно точно не передашь. Слов не хватит.

– Вот-вот, – подхватил Сада. – В самую точку попал. А если словами передать не можешь, лучше вообще ничего не объяснять.

– Даже самому себе?

– Да. Даже самому себе лучше ничего не объяснять.»

Харуки Мураками «Кафка на пляже»

 

 Роман «Кафка на пляже» неоднозначен в своем послании к читателю. Впрочем, как и все, без исключения, произведения Харуки Мураками. Настолько неоднозначен, что заставляет сомневаться, существует ли он вообще, тот «месседж», которого так жаждет публика консервативных литературных предпочтений.

Для меня же, как для поклонницы автора Мураками, этот момент в данном случае не имеет никакого значения.

Сюжет и «взгляд изнутри»

«Кафка на пляже» повествует о небольшом отрезке жизни подростка, который, повинуясь своим страхам и предчувствиям, решает убежать из дома. Страх этот экзистенционального характера, именно им красной нитью прошиты все работы писателя. Выстраданный и спланированный побег молодого человека из родных краев оказывается богат на судьбоносные встречи, мистического характера события, и, как полагается, оканчивается возвращением «к самому себе», то есть осознанию собственного «Я», своих желаний и дальнейшего жизненного пути.

Было бы огромной несправедливостью ввести вас в заблуждение столь суховатым описанием сюжета книги, не рассказав, насколько необычной и захватывающей является манера повествования автора. Обозначим ее условно как «взгляд изнутри». Все, что происходит или не происходит, а просто описывается главным героем, показано сквозь призму глубин его подсознания.  Читатель попадает в водоворот чужих мыслей, чувств, ощущений и снов.

 Загадки, символы, метафоры…

С первой страницы автор загадывает великое множество загадок и ставит немалое количество вопросов. Не все тайны будут раскрыты, и не все ответы преподнесены читателю. Но, дочитывая последний абзац книги, мы не будем раздражены тем, что нам не разжевали информацию, как того, может быть, мы ожидали. Ведь настоящее искусство должно ставить вопросы, а не отвечать на них.

И тут нам дарят великолепную возможность обострить свое мировосприятие, покопаться в своей внутренней библиотеке ассоциаций, символов, сложенных их прожитых событий и накопленных ощущений.

«Кафка на пляже» кишит метафорами, которые нам предстоит разгадывать, порой в муках. Возможно, некоторые из них окажутся «пустышками», возможно, некоторые из них для красного словца. Но это напряжение в ожидании разгадки, сродни жанру «саспенс», не покинет до последней точки.

Саундтрек к роману

Кроме метафор, в книге много музыки. А у Харуки Мураками всегда есть саундтрек к произведению. И на этот раз, мы слышим (особо впечатлительные из нас – почти в буквальном смысле) не джаз, не блюз, так любимые автором, а, в основном, классическую музыку: Бетховена, Шуберта и т.д. Она сопровождает героев и звучит фоном многим событиям романа.

Мистика от Мураками

Отдельно – о мистическом и непостижимом в «Кафке». По воле автора в этом романе героям слишком тесно, узко и не хватает смысла в реальном мире. Их вылазки романа за границы реальности прослеживаются по нескольким направлениям. На первом месте – сны. Сон очень часто сливается с реальностью, имеет на нее мощное влияние, иногда определяя действия персонажей. «Ответственность начинается во сне», – читает Кафка Тамура на форзаце книги, и эти слова объясняют многое происходящее в его судьбе. Еще один прием выхода автора за грань обыденной действительности – заигрывание с темой смерти, ее предчувствия и нахождения в потустороннем мире. Создатель проведет своих героев по всем остановкам этого мрачного пути. Фантазии, видения, общение с несуществующими бестелесными или воображаемыми созданиями – все те же дыры в реальности, сквозь которые сознание персонажей романа проникает в область другого, нереального мира, где разбиваются все привычные представления о времени и пространстве, форме и содержании. Параллельные истории, смыкающиеся в определенный момент с линией главного героя, также перфорированы причудливым узором, через который осуществляется взаимное проникновение двух миров – рационального и мистического.

Было время, когда я после прочтения нескольких книг Харуки Мураками в поисках некоторых ответов стала изучать  его биографию. Мне хотелось выяснить, какие события в жизни писателя дали толчок к возникновению этого туманного загадочного мира в его творчестве. Официальная версия жизненного пути автора не дала мне возможности обнаружить ни одной зацепки. Это в очередной раз указывает на аксиому, которую Мураками выводит в каждом своем произведении: человеческое сознание не имеет границ, оно равно бесконечности во времени и в своем наполнении.

Кафка «над пропастью во ржи»

И, напоследок, не могу упустить момент и не провести параллель между героем Кафкой Тамурой и Холденом Колфилдом. Наш герой, разминувшийся с Холденом во временном и географическом пространствах, также одинок, движим в своем бегстве поисками ответов и подсознательным стремлением обрести родную душу, в нем точно также просыпается чувственность, и рождаются желания по отношению к противоположному полу. Но японский Холден, он же – Кафка Тамура, подвергается, как упоминалось ранее, гораздо более тяжелым испытаниям большей частью мистической окраски.

Рекомендую пройти этот странный, затуманенный путь вместе с героями романа. Небольшое предупреждение: книга имеет эффект наркотического средства, выдергивает человека из окружающей действительности, погружает в мир видений и вызывает привыкание.

 

Комментарии: 0


Вход в личный профиль